В настоящее время к буддизму проявляет интерес большое количество людей во всем мире, в том числе и в России.

Информация о буддизме есть в открытых источниках, доступно много специализированной литературы и видеозаписей, в Россию приезжают Учителя для непосредственной передачи Учения. Но зачастую весь этот объем информации воспринимается лишь как интеллектуальное знание. Само по себе это несомненно хорошо, но с точки зрения Реализации недостаточно. Реализация подразумевает переживание, получение собственного опыта, а для этого есть только один путь — регулярно заниматься практиками.

Каждому человеку необходимо определить для себя, какие практики ему ближе и постараться ввести их в свою жизнь на постоянной основе, с учетом личных обстоятельств и возможностей.

Самый эффективный путь для обретения Реализации подразумевает два шага:

  • получение наставлений от Учителя о правильном применении того или иного Метода;
  • регулярное применение полученных знаний в своей повседневной жизни.

Предлагаем ознакомиться с Программой «Основы Тантры и Дзогчена», которую подготовил Кхенпо Геше Ринчен Тензин Ринпоче. Обучение будет длиться три года, по четыре ретрита в год, всего двенадцать ретритов. В промежутках между ретритами — самостоятельная практика.

Программа отличается не только тем, что знание каждому ученику группы передается напрямую от Учителя, но и возможностью получения обратной связи.

Обучение по программе начинается с самых азов. Она доступна как тем, кто ранее не изучал буддийские учения, так и принесёт пользу тем, кто уже имеет опыт практики.

Процесс во многом построен на традиционных принципах обучения, и имеет свои особенности:

  • Упор делается на получение личного опыта через практику. Ученик получает наставления о способе практики, выполняет её и затем сверяет свой опыт с наставлениями, которые он получает от Учителя и из текстов. В некоторых случаях развернутое теоретическое объяснение ученик получает лишь после периода интенсивной практики.
  • Ученики задают вопросы учителю для прояснения непонятного. Учитель ученикам для того, чтобы отточить их понимание.
  • Материал даётся постепенно. Это выражается, например, в том, что одни и те же понятия и темы на начальных этапах обучения могут объясняться кратко, а затем, по мере углубления в практику, всё более подробно.
  • Каждая следующая ступень опирается на предыдущую. Это означает важность добросовестного изучения и освоения каждого без исключений этапа практики.

Всё это потребует от ученика некоторого труда и упорства, но плоды практики, как и сам процесс её освоения, удивительны.

Считается, что встреча с возможностью получать подобные учения возникает у человека лишь благодаря обширному накоплению благих заслуг.

Учителя

Программа

Обучение по Программе Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче «Основы Тантры и Дзогчена» длится три года, по четыре ретрита в год, всего двенадцать ретритов.

Первый Курс 

Первый Ретрит — 14 дней
Второй Ретрит — 14 дней
Третий Ретрит — 14 дней
Четвертый Ретрит — 14 дней

Второй Курс 

Пятый Ретрит — 14 дней
Шестой Ретрит — 14 дней
Седьмой Ретрит — 14 дней
Восьмой Ретрит — 14 дней

Третий Курс 

Девятый Ретрит — 14 дней
Десятый Ретрит — 16 дней
Одиннадцатый Ретрит — 14 дней
Двенадцатый Ретрит — 14 дней

Программа обучения на три года:

Первый Курс 

Первый Ретрит — 14 дней

Нёндро

Раздел предварительных практик.

Это — основание, фундамент практики, который помогает выработать верную мотивацию, очищает и подготавливает тело, речь и ум начинающего для последующих ступеней обучения.

По тексту, составленному Всеведающим Шардзавой (Sngon ‘gro rgyal baí bka’lung rgya mtsho), «Океан Слов Победоносного о предварительных практиках Нёндро» изучение следующих Практик:

1. Корень освобождения — метод опоры на духовного наставника.
2. Обычные внешние предварительные практики:

  1. трудность обретения [десяти] связей-богатств и [восьми] свобод [человеческого рождения];
  2. непостоянство жизни;
  3. изложение [закона] кармы или причинно-следственной связи;
  4. страдание и недостатки сансары;

3. Особые внутренние предварительные практики Великой колесницы Махаяны (дхармическое поведение Бон), состоящие из девяти ступеней:

  1. Принятие Прибежища в Трех Драгоценностях;
  2. Порождение высшей Бодхичитты или просветленного настроя;
  3. Очищение недобродетелей и загрязнений своих и всех живых существ через Практики раскаяния;
  4. Подношение Мандалы для совершенства накопления заслуг и мудрости;
  5. Практика Гуру-Йоги для получения благословения Трех врат (тела, речи и ума);
  6. Совершение простираний для очищения загрязнений и недобродетелей Трех врат (тела, речи и ума);
  7. Мантра Селва Гудзаб для обретения Нерожденного Тела Бон (Дхармакайи);
  8. Мантры Дзогку Кхорва Донтрук для достижения Непрекращающегося Тела Совершенства (Самбхогакайи);
  9. Мантра Трулку Нгенсонг Донгтрукги Ньингпо для обретения недвойственной Нирманакайи.

Обычные внешние предварительные Практики и особые внутренние предварительные Практики приводят к созреванию потока сознания. Проявляя должным образом старание в прослушивании, размышлении и медитации, у учеников появится возможность хотя бы немного подчинить собственный ум.

Второй Ретрит — 14 дней

Пхова

Первая неделя занятий

Изучение и тренировка в практике переноса сознания Пхова по тексту, составленному Всеведающим Шардзавой (Sngon ‘gro rgyal baí bka’lung rgya mtsho), «Океан Слов и наставлений Победоносного о предварительных практиках Нёндро».

Эта практика выполняется для переноса сознания в высшие миры для обретения благоприятного перерождения. Выполнение Пховы связано с центральным каналом, являющимся в теле человека опорой изначальной мудрости, поэтому её освоение способствует уменьшению силы омрачений и улучшению качества медитации.

Даются знания о том, как протекает процесс умирания и что происходит в это время с сознанием человека; о промежуточном состоянии бардо, его стадиях, и о том, как происходит принятие нового рождения; для чего и каким образом выполняется практика переноса сознания Пхова.

Практика выполняется до тех пор, пока не появится должного размера знак открытия центрального канала.

Шаматха (Шине)

Вторая неделя занятий — по тексту «Празднество начинающих практиков», составленному Кхенпо Геше Ринченом Тензином Ринпоче.

I. Удержание ума на объекте, обладающем характеристиками.

Практика Шине (Шаматха) — «умиротворенное пребывание». Это однонаправленное медитативное сосредоточение на объекте длительное время без отвлечения и потери ясности сознания.

На её основе развивается «высшее виденье» Лхатонг (Випашьяна) — способность к глубокому исследованию и ясному различению свойств объекта благодаря однонаправленному сосредоточению.

Даются знания об условиях, благоприятных для освоения практики, и том, что следует отвергать;

  1. о сущности «умиротворенного пребывания» Шине (Шаматхи) и «высшего виденья» Лхатонг (Випашьяны);
  2. о методе выполнения как таковом и методе постепенного освоения Шине в период изучения;
  3. о препятствиях, возникающих в процессе практики, и способах их преодоления;
  4. о знаках достижения должного уровня практики и пользе, которую она приносит;
  5. изучается два способа практики Шине — в опоре на видимый объект и с помощью звука.

Освоение Шине помогает обуздать ум, делая его более устойчивым, управляемым и острым. Это помогает как в мирских делах, так и в духовной практике, в частности, является необходимой основой для дальнейшей практики таких методов Дзогчен, как Трекчо и Тогал.

Третий Ретрит — 14 дней

Трекчо

Изучение практики Трекчо по текстам «Квинтэссенция драгоценных тайных наставлений Атри из пятнадцати разделов (Akhrid thun mtshams bco lnga) по основной части практики, самопроявление Трех Тел Великого Совершенства» (Yang tig rdzogs pa chen po sku gsum rang shar), составленному Всеведающим Шардзавой; «Глубокие наставления по самоочищению шести видов [живых существ]» (Rigs drug rang sbyang gi gdams pa zab mo bzhugs so) из собрания «Высочайший пик Великого Совершенства обширного пространства» (Rdzogs chen yang rtse klong chen).

Трекчо — «полное отсечение, разрубание», отсечение заблуждений, полное понимание, абсолютное убеждение, освобождающее от власти обманчивых видимостей. Это собрание методов, позволяющих на личном опыте изучить, что из себя представляет и как работает ум, получить ознакомление с его основой или природой ума, а затем освоить устойчивое пребывание в ней. Трекчо является основополагающей практикой в учении Дзогчен, позволяющей достичь состояния Будды.

Вводятся основные понятия этого уровня практики, такие как изначальная самоосознающая мудрость (ригпа), природа ума, составляющие ясности и пустотности, видимости (нангва), рассудочные мысли (намток)  и т.д.

Первая неделя занятий — начало изучения практики Трекчо. Занятия практикой Кхорде Рушен, «Разделение сансары и нирваны». Во время медитации практикующий с помощью действий тела, речи и ума испытывает переживания и видимости, присущие живым существам шести миров сансары и видимости нирваны. Это позволяет прийти к отсутствию цепляния за подобные видимости в дальнейшем, а так же к пониманию, что ум является корнем как сансары, так и нирваны, и что он пустотен по своей сути.

Также изучается практика самоочищения шести видов живых существ.

Вторая неделя занятий — Очищение с помощью трех врат.

1. Очищение с помощью тела.

Практика пребывания в позе ваджры, очищающая завесы постижения, умиротворяющая препятствия и отвращающая явные привязанности, связанные с телом.

2. Очищение с помощью речи.

Очищение внешней и внутренней видимости с помощью произнесения слога ХУНг, визуализации и пребывания в состоянии вне концепций. Практика очищает недобродетели, препятствия и привязанности, связанные с речью.

Из четырёх пунктов:

  1. запечатывание;
  2. тренировка в мастерстве;
  3. поиски гибкости;
  4. вступление на Путь.

3. Очищение с помощью ума.

Практика наблюдения за умом и изучения его свойств в процессе медитации. Из трёх пунктов: отсечение корня, улучшение и способ возникновения.

а. Отсечение корня. «Поиски ума»:

  • Изучение того, откуда ум возникает и того, что возникает.
  • Исследование места, где пребывает и того, что пребывает.
  • Исследование места, куда уходит и того, что уходит.

Усердное изучение и выполнение этих практик способствует очищению препятствий и завес, мешающих постижению смысла естественного состояния ума и изначальной самоосознающей мудрости ригпа, позволяя соприкоснуться с ними. Так же практика помогает достижению мастерства в том, чтобы направлять ум в его движении и удерживать его в пребывании, не попадая под власть рассудочных мыслей.

б. Улучшение

В ходе практики ученик порождает в своём уме объекты и подробно исследует качества, присущие как этим проявлениям ума, так и их основе, природе ума. Это углубляет непосредственный опыт переживания природы ума.

в. Способ возникновения

Сначала рассказывается о разных уровнях способности к постижению у учеников и о том, каким образом следует строить практику для каждого из них.

Затем разбираются различия двух типов медитации, аналитической медитации и медитации пребывания, и объясняются их особенности.

Это помогает структурировать на уровне теории опыт, полученный учеником во время предыдущей практики.

Четвертый Ретрит — 14 дней

Трекчо

II. Медитация без характеристик

Практики Нелбаб и Соршук. Учение даётся по тексту «Квинтэссенция драгоценных тайных наставлений Атри из пятнадцати разделов (Akhrid thun mtshams bco lnga) по основной части практики, самопроявление Трех Тел Великого Совершенства» (Yang tig rdzogs pa chen po sku gsum rang shar), составленному Всеведающим Шардзавой.

Освоение медитации пребывания, позволяющее ученику укрепить нахождение в естественном состоянии, или практика несоздавания (мачёпа). Наставления по Нелбаб и Соршук включают обилие указаний и комментариев, описывающих нюансы практики и процесса её освоения.

Нелбаб, «естественное пребывание», приведение ума в естественное состояние.

Практика пребывания в состоянии глубокого расслабления тела, речи и ума с сохранением ясности сознания и отсутствия цепляния за проявления. Благодаря этому каналы и ветра тела приходят в естественное положение, и естественное состояние ума проявляется отчётливо.

Соршук, поддержание пребывания в естественном состоянии.

  1. Мирный способ смотрения
  2. Способ смотрения бодхисаттвы
  3. Способ смотрения гневных божеств

На этом этапе происходит освоение пребывания в естественном состоянии на фоне разной степени активности тела, речи и органов чувств.

Практики этого ретрита развивают способности устойчивого пребывания в естественном состоянии во время медитативных сессий, а также теоретически проясняют основные моменты практики Трекчо и её развития.

Второй Курс 

Пятый Ретрит — 14 дней

Трекчо

Продолжение изучения практики Трекчо: По тексту «Квинтэссенция драгоценных тайных наставлений Атри из пятнадцати разделов (Akhrid thun mtshams bco lnga) по основной части практики, самопроявление Трех Тел Великого Совершенства» (Yang tig rdzogs pa chen po sku gsum rang shar), составленному Всеведающим Шардзавой;

III. Ознакомление со смыслом естественного состояния.

Разделение ума на чистый и загрязненный особыми методами.

То есть, явное разграничение в опыте практикующего сознания на составляющие обыденного ума (сем) и самоосознающей изначальной мудрости (ригпа).

Это практика из нескольких стадий, сочетающая в себе визуализацию, удержание дыхания, и пребывание в состоянии несоздавания.

Она предназначена для проявления составляющей ясности во время равностного сосредоточения, то есть, пребывания в природе ума, что делает практику ещё более глубокой и устойчивой. Также она прочищает каналы и в некоторой степени подготавливает ученика к освоению Туммо, йоги внутреннего тепла.

Также изучается теоретическая часть:

  • Разделение ума по аспектам. Разбор того, из каких составляющих образован ум и как он функционирует.
  • 12 звеньев взаимозависимости. Учение, объясняющее, каким образом в уме накапливаются, поднимаются и проявляются кармические отпечатки.

В целом, программа этого ретрита — этап интенсивного углубления практики Трекчо.

Шестой Ретрит — 14 дней

Трекчо

Продолжение изучения практики Трекчо. Ознакомление с природой ума.

Два раздела:

1. Устранение узкого пути возникновения ошибок.

Подробно рассматриваются 35 основных ошибок в практике и способы их преодоления.

Этому сопутствуют практики разделения ума на чистый и загрязненный, практика несоздавания (мачёпа) и практика естественного пребывания (нелбаб).

2. Ознакомление с безошибочным.

Когда ученики уже обладают достаточным личным опытом практики и объяснены все ошибки медитации, учитель прямо указывает на смысл того, что называется естественным состоянием ума или самоосознающей изначальной мудростью (ригпа).

Во время медитативной сессии даётся:

  • Ознакомление с природой ума, как с Тремя Телами Будды;
  • Ознакомление как прямое нисхождение самовозникающей изначальной мудрости.

После этого дается объяснение метода избавления от загрязнений, созданных умом. Это уточняющие методические наставления о способах вхождения в медитацию и её поддержания на протяжении длительного времени.

В этот же раздел входит описание девяти стадий последовательного развития медитации, кратко собираемые в три: медитацию во время сессий, выходящую за пределы сессий медитацию состояния, и постоянное пребывание в медитации сферы.

Даются завершающие наставления о тонкостях практики:

  • отличие переживания и постижения;
  • объяснение различий пустотности Шине и неосознанного состояния;
  • объяснение способов преодоления препятствий и завес.

Программа этого ретрита подводит итог изучению Трекчо. К моменту её завершения ученик получает все необходимые наставления для полноценной самостоятельной реализации этой практики в дальнейшем.

Седьмой Ретрит — 14 дней

Туммо

Первая неделя  — начало изучения Практики Туммо. По тексту, составленному Всеведающим Шардзавой «Обычная практика Туммо, пламя изначальной мудрости» (Thun mong gtum mo’i nyams len ye shes me pung), из медитации на три аспекта повторения общих предварительных практик и практики путей и каналов.

Первая часть изучения практики Туммо:

  1. Медитация на божество, как на Самбхогкайю. Эта трехдневная практика выполняется для того, чтобы привязанность к обыденной видимости тела естественным образом исчезла.
  2. Медитация на каналы, как на Нирманакайю. Эта трехдневная практика выполняется для того, чтобы ясно визуализировать чакры и привести в рабочее состояние ветры и каналы, не попадая под ошибки визуализации.
  3. Медитация на тигле, как на тело Бон. Эта трехдневная практика выполняется для того, чтобы распознать неразрушимое тигле в сердце или незагрязненное тигле, и овладеть высшим воззрением.

Вторая неделя  — изучение каналов и путей:

  1. Опора на грубые слоги,
  2. Опора на средние тигле,
  3. Опора на тонкий ветер.

Эта практика выполняется для того, чтобы, остановив все грубые и тонкие концепции, ум не отвлекался от визуализаций.

Восьмой Ретрит — 14 дней

Туммо

Занятия по тексту, составленному Всеведающим Шардзавой, «Обычная практика Туммо, пламя изначальной мудрости» (Thun mong gtum mo’i nyams len ye shes me pung). Изучение Практики Туммо в четырех частях:

Вторая часть изучения практики Туммо:
Мягкий ветер Саматок (Za ma rtog), разделы: ключевой пункт тела, ключевой пункт ветра, ключевой пункт визуализации, усиление ясности, важные пункты трулкор янтра-йоги. Изучение через эти четыре составляющих требуется для того, чтобы овладеть мягким ветром.

Третий Курс 

Девятый Ретрит — 14 дней

Туммо

Занятия по тексту, составленному Всеведающим Шардзавой, «Обычная практика Туммо, пламя изначальной мудрости» (Thun mong gtum mo’i nyams len ye shes me pung). Изучение Практики Туммо в четырех частях:

Третья часть изучения практики Туммо:
Практикуя средний ветер медитации с четырьмя важными пунктами, изученными в рамках восьмого ретрита, и соединения (медитацию) ветров с помощью четырех составляющих, при введении пяти ветров в центральный канал, сансарический ветер сам собой очищается.

Выполнение этой практики требуется для того, чтобы пылал огонь тепла блаженства, и чтобы довести до совершенства энергию (мастерство) постижения.

Десятый Ретрит — 16 дней

Туммо

Продолжение изучение практики Туммо по тексту, составленному Всеведающим Шардзавой, «Обычная практика Туммо, пламя изначальной мудрости» (Thun mong gtum mo’i nyams len ye shes me pung). Изучение Практики Туммо в четырех частях.

Четвертая часть изучения практики Туммо  — это основная из четырех частей Туммо. В практике «Пламя сильного ветра» (Drag rlung me dpung ma) с четырьмя важными пунктами, упомянутыми выше, с помощью практики ветра с четырьмя составляющими, следует практиковать ум и ветер как союз.

Эта практика выполняется для того, чтобы уметь опускать и поворачивать тигле четырех радостей и чтобы, породив безмерное тепло блаженства, ум и ветер обрели свободу.

Одиннадцатый Ретрит — 14 дней

Йога сна

По тексту, составленному всеведающим Шардзавой, «Самопроявление трех тел Великого Совершенства». Практика мастерства на пути сна, называемая «Самоочищение заблуждений».

Изучение практики привнесения сновидений на путь. Даются разъяснения, направленные на то, чтобы научиться во время сна распознавать, что сон является сном, а также отвращать привязанность к обманчивым видимостям сновидений, из-за которой происходит цепляние за них как за реальность.

Выполнение этой практики требуется для того, чтобы обманчивые видимости сновидений больше не могли вводить человека в заблуждение, что способствует очищению в потоке сознания завес, недобродетелей и кармических отпечатков. Памятование о практике во время сна помогает помещать ум в мачёпа, состояние несоздавания.

Умение во время смерти воспринимать все обманчивые видимости бардо как видимости сновидений и осознавание того, что они являются ложными, ведет к отсутствию по отношению к ним страхов и привязанностей. В этом случае без сомнения достигается состояние будды в бардо.

Двенадцатый Ретрит — 14 дней

Тогал

Изучение практики Тогал по тексту «Представление-игра чудесных проявлений» (Ngo mtshar snang ba’i ltas mo) из цикла учений «Самопроявление Трех Тел Великого Совершенства»: (Yang tig rdzogs pa chen po sku gsum rang shar), составленному Всеведающим Шардзавой.

Тогал, «прыжок через [уровни для достижения наивысшего результата]» — это способ достижения состояния Будды и реализации радужного тела в этой жизни. Метод состоит в созерцании чистых видимостей, самопроявляющихся в уме практика, благодаря созданию им необходимых условий тела, речи и ума. Тогал считается наивысшим методом учения Дзогчен и требует устойчивого освоения Трекчо, как основы.

Даются разъяснения о том, на чём основана практика и каким образом она действует, необходимые условия, метод выполнения и стадии развития. Происходит освоение метода для дальнейшей самостоятельной практики.

Освоение практики в том числе чрезвычайно усиливает качество пребывания в состоянии природы ума, а теоретическая часть содержит глубокие наставления, касающиеся, например, связи ума, самоосознающей изначальной мудрости (ригпа), каналов и ветров тела человека и пр.

После успешного завершения обучения выпускникам Школы даруются четыре особых посвящения по тексту, составленному всеведающим Шардзавой, «Самопроявление трех тел Великого Совершенства» (Rdzogs pa chen po sku gsum rang shar).

Расписание ретритов на 2017 год

Первый курс

Первый ретрит (Нёндро) — с 4 по 17 февраля 2017 г.
Второй ретрит (Пхова и Шине) — с 10 по 23 апреля 2017 г.
Третий ретрит (Трекчо 1) — с 3 по 16 июля 2017 г.
Четвертый ретрит (Трекчо 2) — с 29 ноября по 12 декабря 2017 г.

Второй курс

Пятый ретрит (Трекчо 3) — с 19 января по 1 февраля 2017 г.
Шестой ретрит (Трекчо 4) — с 25 марта по 7 апреля 2017 г.
Седьмой ретрит (Туммо 1) — с 17 по 30 июня 2017 г.
Восьмой ретрит (Туммо 2) — с 13 по 26 ноября 2017 г.

Третий курс

Девятый ретрит (Туммо 2) — с 3 по 16 января 2017 г.
Десятый ретрит (Туммо 3) — с 9 по 22 марта 2017 г.
Одиннадцатый ретрит (Йога сна) — с 1 по 14 июня 2017 г.
Двенадцатый ретрит (Туммо 4) — с 26 октября по 10 ноября 2017 г.

Знание Дзогчена подобно пребыванию на самой высокой из горных вершин: все остальные горы открыты взору и лишены покрова тайны, и всякий, очутившийся на этом высочайшем пике, не может быть зависим ни от кого и ни от чего. – Из Тантры Упадеши Дзогчена